Самый легкий оконный менеджер linux. Что такое оконный менеджер? Оконный менеджер в окружении рабочего стола

Приветствую! Копаясь в черновиках, я обнаружил старую заготовку для статьи, которую собирался написать несколько месяцев назад. К сожалению жизненные (и не только) обстоятельства не позволили это сделать вовремя. Но сейчас я наконец нашёл время, и сегодня мы поговорим о нескольких оконных менеджерах в популярных графических окружениях для Linux. Я подробно рассмотрю функции оконного менеджера, функционал, напишу о так называемых композитных оконных менеджерах и так далее. Надеюсь будет интересно всем. Начнём.

Оконный менеджер - это программа, которая управляет окнами приложений в системе. А именно: осуществляет позиционирование окон на экране, отвечает за изменение их размера, фокусировку и прочее. При этом оконный менеджер работает поверх существующей оконной системы. В простейшем случае, оконный менеджер просто управляет окнами и взаимодействием с ним оборудования ввода, и не делает с ними ничего другого. При этом нагрузка за отрисовку ложится на центральный процессор (так называемая программная отрисовка ). Некоторые оконные менеджеры, помимо управления окном, могут отрисовывать тени на его гранях, добавлять различные анимации, плавности, полупрозрачности и так далее. В этом случае, оконный менеджер является композитным . Одной из важнейших (но необязательных) функций композитного оконного менеджера является задействование для отрисовки окна возможностей видеокарты, как правило посредством OpenGL . Тем самым увеличивая качество отрисовки и значительно снижая нагрузку на центральный процессор. Функционал композитного менеджера может быть как встроенным в оконный менеджер, так и являться отдельной программой. Часто отрисовку окна через композитный оконный менеджер называют просто - композитингом . Если вы хорошо знакомы с Windows, то вот пример из Windows 7 : когда в ней отключены эффекты Aero , отрисовка ведётся силами центрального процессора. Нагрузка на видеокарту меньше, однако при воспроизведении видео на экране появляются артефакты, известные как тиринг (когда кадры меняются слишком быстро и посередине видно прозрачную мерцающую полосу).

Когда эффекты Aero включены - отрисовка ведётся силами видеокарты. Что становится очевидным, так как появляются анимации появления и сворачивания окна, полупрозрачности и так далее.

Однако, композитинг имеет и обратную сторону. При отрисовке рабочего стола силами видеокарты, частота кадров в секунду синхронизируется с частотой монитора (как правило 60 кадров в секунду, что соответствует стандартным 60 герцовым мониторам), поэтому в играх частота будет несколько ниже, так как будет идти двойная синхронизация кадра. В тяжёлых случаях - производительность игры может упасть вдвое . Поэтому часто можно встретить рекомендации отключать графические эффекты при запуске игр (к примеру выключать тот же Aero в Windows 7). Вернёмся непосредственно к Линуксу. В данный момент доминирующей графической подсистемой в Линуксе является Xorg (иксы). И работа оконного менеджера в ней точно такая, какой я описал её выше. При этом функционал композитинга не был изначально в Xorg, и его реализовали значительно позже, потому композитный менеджер работает там как-бы сбоку. В общем случае, получается весьма толстый бутерброд различных слоёв, через который происходит отрисовка картинки.

В большинстве случаев для пользователя это не важно. Но вот в играх это даёт ощутимые ограничения. Сейчас же на смену Xorg идут две графические подсистемы - Wayland и Mir . Первый не привязан к какому-либо дистрибутиву или графической оболочке, в то время как второй разрабатывается для Ubuntu и её графической оболочки Unity , и уже работает в мобильной редакции Ubuntu. О Mir поговорим в отдельной статье. Что же касается Wayland - в нём отсутствуют привычные понятия оконного и композитного менеджера. В нём есть только композитор , который и производит все операции над окнами, без лишних прослоек. Отрисовка приложения при этом ложится на программный инструмент (тулкит), на котором оно написано. Например Qt , или GTK . Это так называемая отрисовка на стороне клиента . В случае же если отрисовка окна идёт непосредственно в Wayland-композиторе, то это называется отрисовкой на стороне сервера . В случае отрисовки на стороне клиента, заголовок окна приложения, его внешний вид и прочее целиком ложится на разработчика приложения. В результате может случиться так называемый "эффект Windows": если в приложение не заложен функционал изменения размера окна, то окно приложения будет всегда фиксированного размера. Пример окна с декорацией заголовка на стороне клиента (обратите внимание на кнопки управления приложением в заголовке окна):

Этот функционал реализован в GNOME. В KDE же используется отрисовка на стороне сервера, в результате все окна будут иметь одинаковый заголовок и легко меняться в размере:

Кстати, если запустить приложение с CSD (Client-Side Decorations) в оконном менеджере, не поддерживающем отрисовку на стороне клиента - приложение получит два заголовка:

CSD кстати говоря, оказался довольно удачным решением. Настолько удачным, что его взяла к себе сама Apple:

Wayland уже работает в автомобильных ОС, в мобильных операционках Tizen и SailfishOS , и много где ещё. Философия Wayland - "Каждый выводимый кадр должен быть идеальным" . И это действительно так. Отрисовка в Wayland по качеству превосходит таковую в Xorg (к примеру в Wayland в принципе невозможен тиринг), плюс ко всему - в Wayland сильно затруднено создание кейлоггеров (перехватчиков клавиатурных нажатий), что положительно сказывается на безопасности. Однако Wayland пока не поддерживается фирменными проприетарными драйверами Nvidia и AMD , что сильно затрудняет его введение по умолчанию в дистрибутивах Linux. К вопросу поддержки его Линуксовыми графическими оболочками мы вернёмся чуть позже. Говорить на эту тему можно очень долго, потому предлагаю перейти непосредственно к обзору оконных менеджеров в популярных графических окружениях в Linux.

Metacity - оконный менеджер ныне покойной графической среды GNOME 2 . Пришёл на замену использовавшимся там Sawfish и Enlightenment . Отличается весьма скромным потреблением ресурсов. Поддерживает простой программный композитинг (отбрасываемые тени, прозрачности, предпросмотр окон). Изначально был написан на GTK+ 2 , позже был переписан на GTK+ 3 , что сделало возможным его использование в GNOME 3.0-3.8. В настоящее время является частью проекта GNOME Flashback , ипользуется в графической среде Cinnamon для запуска на оборудовании, не поддерживающим аппаратное ускорение графики, а также поставляется в качестве опции в Linux Mint MATE и UbuntuMATE .

Mutter - дальнейшее развитие Metacity для GNOME 3 . Mutter является полностью композитным менеджером, для отрисовки 2D задействует высокопроизводительную библиотеку векторной графики Cairo , а для отрисовки 3D - Clutter , который использует для ускорения OpenGL . Работа оболочки GNOME Shell реализована в виде плагина для Mutter, в результате чего задействуются все возможности этого оконного менеджера во всём функционале GNOME 3. Начиная с GNOME 3.10 , работа среды без Mutter невозможна. Mutter также является оконным менджером с наиболее полной и законченной поддержкой Wayland, отрисовка ведётся на стороне клиента (клиентом выступает библиотека GTK+ 3 ). Функциональность Mutter может расширяться с помощью плагинов . Mutter нельзя назвать легковесным оконным менеджером, и он абсолютно не годится для старого и слабого оборудования.

Muffin - форк Mutter от разработчиков графического окружения Cinnamon . Разрабатывается командой разработчиков Linux Mint . Muffin унаследовал многие функции Mutter, для отрисовки также задействует Cairo и Clutter. Однако не имеет поддержки Wayland (разработчики пока не считают его готовым для применения), а также абстрагируется от возможностей GTK+ (если релизы Mutter привязаны к релизам GTK+, то Muffin может собираться с любой версией GTK+, не ниже минимально поддерживаемой). В отличии от Mutter, Muffin почти вдвое меньше потребляет оперативной памяти, а также меньше нагружает видеоподсистему, что делает применение Cinnamon идеальным для бюджетных ноутбуков. Функционал также расширяем за счёт плагинов.

Marco - форк Metacity от разработчиков графического окружения MATE . Использует те же принципы отрисовки окон, программный композитинг и так далее. Может быть заменён на Metacity или Compiz.

Compiz - один из первых полностью композитных оконных менеджеров с большим функционалом и поддержкой расширений. Первоначально, Compiz работал только с 3D аппаратурой поддерживаемой Xgl : большей частью видеокарт NVIDIA и ATI . Но с 22 мая 2006 года Compiz стал работать на стандартном X.org Server используя AIGLX . Кроме видеокарт Intel GMA, AIGLX поддерживает видеокарты AMD (начиная с R300) при использовании открытых драйверов. Знаменит Кубом рабочих столов , и прочими плагинами-украшалками. В паре с декоратором окон Emerald , в своё время, являлся наиболее популярным способом показать графические возможности Linux (очень многие эффекты, создаваемые им, были не доступны в других операционных системах того времени, а некоторые были скопированы именно из Compiz). Compiz может применяться как полностью самостоятельный оконный менеджер, отрисовка полностью аппаратная, посредством OpenGL. Оконные менеджеры Metacity, Marco и Xfwm4 очень часто заменяются на Compiz, в первую очередь - для избавления от тиринга. В настоящее время, официальная разработка Compiz закрыта. Ветка 0.8 поддерживается энтузиастами, а 0.9 - разработчиками Ubuntu, для графической оболочки Unity 7, которая как и GNOME Shell для Mutter, является плагином для Compiz. Также Compiz поставляется как опция в Linux Mint MATE и UbuntuMATE.




Xfwm4 - стандартный оконный менеджер графической среды Xfce . С версии 4.2 обзавёлся программным композитингом. Данный оконный менеджер весьма легковесный, простой и может применяться не только в Xfce, но и, например, в MATE. В настоящее время разработчики портируют его на GTK+ 3, а также реализуют поддержку отрисовки через OpenGL. Может быть заменён на Compiz, Metacity или Marco.

Kwin - один из самых полнофункциональных, стабильных и гибких оконных менеджеров в Linux. Является стандартным для графической среды KDE . Начиная с KDE 4 , стал полностью композитным, поддерживает многие эффекты из Compiz, может задействовать для отрисовки OpenGL 2.0 , 3.1 , OpenGL ES или отрисовку через расширение Xrender , способен блокироваться полноэкранным приложением (например игрой, увеличивая тем самым производительность), имеет широкие возможности настройки эффектов, анимации, а с версии 5 - имеет поддержку Wayland, отрисовки через расширения EGL (вместо стандартного интерфейса GLX ), и многое другое. В KDE 4 может быть без проблем заменён на Compiz. Kwin написан на Qt , и задействует многие возможности этого фреймворка. Но если GNOME практически прибит гвоздями к GTK+ 3, разработчики которого всё время ломают его API с новыми релизами, то в Qt ситуация во много раз лучше, и выпуски KDE не привязаны жёстко к выпускам Qt. В аварийных ситуациях, Kwin показывает потрясающую стабильность - он будет автоматически переключать режимы отрисовки, в случае проблем с видеодрайвером, будет перезапускаться, но не прекратит отрисовку. Также Kwin, при всём своём функционале, весьма легковесен (в сравнении с Mutter и отчасти Muffin), что делает его пригодным к применению на слабых ноутбуках, нетбуках и подобном.




Compton - композитный менеджер, форк Xcompmgr . Не является оконным менеджером, а просто дополняет существующий функционалом композитного. Часто применяется в паре с Openbox, Metacity и Marco. Эффектами не богат, но наиболее популярные, такие как прозрачности, тени, анимации, плавные переходы и, конечно же, отрисовка через OpenGL, реализованы в полной мере. Также поставляется как опция в Linux Mint MATE и UbuntuMATE.

Openbox - популярный суперлегковесный оконный менеджер. Не имеет в себе функционала композитного, даже программно. Является стандартным оконным менеджером в окружениях LXDE и LXQt . Может быть заменён на любой другой, как и использоваться для замены во многих окружениях, например MATE и Xfce.


Разумеется это далеко не все доступный в Linux оконные менеджеры. И в будущем я напишу как создать своё собственное графическое окружение из разных компонентов. Некого монстра Франкенштейна, сшитого из разных кусков:) Если есть пожелания - пишите в комментариях.

Сейчас я вам расскажу про мой любимый оконный менеджер.

Я пробовал различные:

KDE , который визуально мне совсем не заходит. Такое ощущение, что разработчики хотели скопировать интерфейс мака, но получилось у них очень плохо.

Gnome , который в последнее время превратился будто бы в оболочку для планшета, так как там сейчас просто огромные кнопки и все элементы управления. Такое ощущение что все масштабировали на 300%. Из-за этого пропадает большое количество свободного места.

Unity мне тоже как-то не понравился.

XFCE на мой взгляд не плох, но при этом его UI оставляет желать лучшего. Мне нравится интерфейс MacOS из-за того, что там везде очень правильные соотношения всех элементов друг к другу. Нет слишком больших или слишком маленьких кнопок. Везде правильные отступы внутри окна. Из-за этого все выглядит очень гармоничным. Вот именно этого сейчас не хватает XFCE. Хотя если вы не перфекционист, то вам пойдет.

Кроме привычных WM, есть еще и тайлинговые. Это такие WM в которых окна не накладываются друг на друга.

Awesome , мне он нравится. Но Lua немного смущает. Но если вдруг вы видите преимущества Awesome над i3wm, то расскажите мне о них пожалуйста, я с удовольствием бы с вами поговорил.

DWM , который не плох, но как-то довольно странно то, что его нужно перекомпилировать каждый раз при смене конфига. Ну, кому-то возможно окей. Но я довольно часто меняю что-то в своем интерфейсе или вижу что-то прикольное и хочу добавить. И меня очень утомляет вот эта возня. Хотя мне он очень нравится, за то, что он очень маленький и практически никогда не глючит. И сама suckless философия мне очень нравится. И я обязательно вернусть к нему в будущем и попробую его еще раз. Так же, ребята. Если вы используете DWM и считаете его лучше чем i3 то напишите мне, я бы с удовольствием с вами пообщался. Пишите мне куда угодно.

Xmonad . Но он как-то мне не зашел. Конфиг на Lua еще более менее. Но конфиг написанный на хаскеле это как-то не по людски.

i3 в данный момент мне нравится больше остальных. И мне вообще нравится идеология тайлинговых менеджеров. Нравится из-за того, что во-первых у тебя очень упрощается работа с окнами. Тебе не нужно постоянно что-то передвигать мышкой и что-то постоянно приподнимать или опускать в третьем измерении.

Во-вторых мне это нравится тем, что не пропадает зря место на твоем экране. У тебя просто нет пустого места. Никогда не надо растягивать окна. Ну и еще место экономится за счет того что у окон больше нет бордеров.

Но началу это кажется очень непривычным. Ведь мы все за долгое время уже привыкли, что окна они вот такие. Что с ними надо взаимодействовать определенным образом.

А тут бах и другой подход. Сначала это кажется странным.

Но потом ты влюбляешься в этом и не хочешь назад. Сейчас уже когда я в вин10 или в маке мне как-то не нравится постоянно возить мышкой окошки и ресайзить их.

В общем вам надо попробовать. Вы либо полюбите либо возненавидите.

Давайте уже перейдем к самому i3.

Как я уже сказал окно тут занимает всегда полное пространство


А при открытии нового окна пространство делится пополам. Открывать вы можете сколько угодно окон.


Вы можете сами решать как делить пространство.


Так же вы можете изменять размеры каждого окна.

Это основной режим i3, но так же есть еще два дополнительных. При одном окна ведут себя как списки а при втором накладывайтся друг на друга

Но если вам вдруг очень очень нужно, то вы можете сделать какое-либо окно плавающим.


В i3 есть несколько рабочих столов. И вы можете легко на них переключаться по хоткею, который вы задали.

Так же очень удобным является то, что вы можете задать жестко чтобы какое-то окно открывалось на нужном вам виртуальном столе.

И вы всегда будете точно знать что у вас где находится. У меня, например, Slack и Telegram всегда находятся в 9 виртуальном столе. Мой проект на go находится в 8 виртуальном столе. А мой проект на Node.js находится в 7 виртуальном столе. Вся моя личная база знаний всегда открыта в 6 виртуальном столе. На первом виртуальном столе у меня всегда браузер. А на втором виртуальном столе у меня всегда вся информация по работе.

Но если нужно, то я само собой могу это все менять.

Таким образом я никогда не путаюсь. Я всегда знаю где у меня что.

Не важно, даже если закрыто окно, при открытии я знаю где оно откроется.

Запуск программ

Теперь о том как запускать программы. Есть два способа. Первый это хоткеи. То что вы запускаете чаще всего вы можете забиндить. Например у меня по CTRL+SHIFT+P запускается калькулятор. Так же на кнопках повешено включение и выключение VPN. Или создание скриншота. В общем все, что вы захотите.

А все остальное можно запускать через штуку, которая похоже на спотлайт в маке. Она называется Rofi.


Просто нажимаем контрол и пробел и вызывается окно. Начинаем вводить что-то нажимаем ентер. Если программа закреплена за каким-то экраном, то она там и откроется, если нет, то откроется на текущем виртуальном столе.

Если вам нужно, то вы можете переместить программу на другой виртуал32ьный стол.

Так же i3 отвечает у вас за всю автозагрузку программ. И делается это довольно легко в конфиге.

Bar

Так же вы можете включить какой-нибудь бар, вот например такой какой вы видите у меня сверху. Конкретно этот называется Polybar. Но есть очень много других любой вкус.

Давайте расскажу про Polybar.

Справа вы видите значки, это обычный трей. Слева вы видите цифры, это как раз виртуальные столы.

А все что между ними это модули. Которые вы загружаете. Модули по сути это просто скрипты. не важно на чем. На баше или на пайтоне. Вы можете использовать что угодно.

Вот что делают мои

  • Показывают корзину, очищают ее при левом клике и открывают ее при правом клике;
  • Показывают свободное место на диске;
  • Показывает свободное место на моем рейд массиве на другом сервере в моей локалке;
  • Показывает погоду, и время через которое встанет или зайдет солнце.
  • Показывает загрузку процессора. Значения за минуту, за пять минут и за 15 минут;
  • Показывает количество доступных обновлений
  • Показывает цену на биткоин
  • Показывает цену на доллар
  • Показывает айпишник
  • Штука, которая регулирует громкость
  • Загруженность, температура процессора и обьем занятой памяти
  • Заряд батареи

Ну а вообще вы можете вывести сюда абсолютно любую информацию которую только захотите. Можно, например, вывести информацию из JSON или из вашей гугл-таблицы.

Внимание! Эта статья не содержит руководств по настройке того или иного оконного менеджера. В ней объясняются некоторые общие теоретические и практические аспекты использования оконных менеджеров. Для получения инструкций обратитесь к статье о конкретном оконном менеджере в этой вики или задайте вопрос на форуме

Оконный менеджер - это приложение, которое отвечает за размещение, декорирование окон, взаимодействие с окнами - изменение размеров, максимизация, свёртывание, закрытие. Оконный менеджер взаимодействует с графическим сервером X11, который занимается взаимодействием c видеокартой и устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь и монитор).

Оконный менеджер может работать как вместе с окружением рабочего стола (Gnome , KDE , XFCE), так и отдельно от него. Функционал, предоставляемый оконными менеджерами, может достаточно серьёзно различаться.

Оконный менеджер в окружении рабочего стола

Итак, в состав окружения рабочего стола уже входит оконный менеджер. В случае с Gnome это Metacity, в случае с KDE - kwin, XFCE использует по умолчанию xfwm4. Окружение рабочего стола LXDE использует менеджер окон openbox - в отличие от других DE, использующих оконные менеджеры, написанные специально для них, LXDE включает в свой состав менеджер окон, разрабатываемый независимо от остального окружения.

В составе каждого из этих окружений оконный менеджер, поставляемый «по умолчанию», может быть заменён другим по тем или иным причинам.

Два, пожалуй, самых показательных для Ubuntu примера - замена стандартного менеджера окон Metacity на Compiz для включения различных спецэффектов или на Openbox для снижения потребления ресурсов и обеспечения более точного управления окнами (более эффективное использование горячих клавиш, помещение окон в различные слои (Always on top) и т.д.)

Собственно, не существует никаких препятствий для использования оконного менеджера kwin в рабочем окружении Gnome или наоборот.

В случае, если в составе рабочего окружения заменяется оконный менеджер, обычно достаточно следующих действий:

    Добавление команды на замену оконного менеджера в автозапуск средствами утилит контроля сессий данного окружения (хрестоматийный compiz –replace)

    В случае, если требуется передать оконному менеджеру контроль над рабочим столом (например, для того, чтобы заработало меню Openbox, появляющееся при правом клике на рабочем столе) - отключение функции контроля рабочего стола в настройках приложения, которое по умолчанию этим занимается. В случае с Ubuntu - это Nautilus.

При замене оконного менеджера в составе рабочего окружения последнее продолжает выполнять для вас ряд важных функций - контроль сессий, монтирование съёмных носителей, управление буфером обмена и сетью, ассоциацию файлов с приложениями. Вы меняете только и исключительно механизм управления окнами и рабочим столом.

Оконный менеджер без окружения рабочего стола

Предположим, для снижения потребления оперативной памяти и мощности процессора, для самообразования или по эстетическим соображениям вы решили самостоятельно развернуть рабочее окружение на основе какого-либо оконного менеджера.

Что до сих пор обеспечивало вам рабочее окружение? Что вам теперь предстоит настроить самостоятельно? Какие задачи решает большинство оконных менеджеров, а какие выполняются с помощью сторонних утилит?

Давайте разберём по порядку.

    Автозапуск и контроль сессий. Если в окружении рабочего стола вы могли добавить приложение в автозапуск через графический интерфейс, то теперь вам, скорее всего, придётся прописывать такие приложения в конфигурационном файле вашего оконного менеджера. Забегая вперёд, скажу, что скорее всего в автозапуск нужно будет добавить трей и/или панель, переключатель раскладки клавиатуры, утилиту для управления сетевыми подключениями, утилиту для монтирования съёмных носителей, утилиту для отрисовки обоев, почтовый клиент и интернет-мессенджер, торрент-клиент.

При добавлении в автозапуск приложений следите за порядком, в котором они запускаются. Например, если вы хотите запустить менеджер сетевых подключений или торрент-клиент, им, скорее всего, потребуется трей, поэтому они должны запускаться после трея, возможно, с некторой задержкой (используйте команду sleep)

    Управление сетевыми подключениями. Окружение рабочего стола предоставляет вам менеджер сетевых подключений, в случае с оконным менеджером вам нужно будет позаботиться об этом самому. Вы можете подключаться к сети до старта графического сервера либо после запуска оконного менеджера и трея запускать nm-applet или wicd-client .

    Буфер обмена. Вы можете заметить, что вставить фрагмент текста из браузера в текстовый редактор теперь можно только тогда, когда «донорское» приложение запущено. Установите и добавьте в автозапуск менеджер буфера обмена, например, parcellite .

    Переключение раскладок клавиатуры. Оно исчезло!

Самое универсальное решение:

Setxkbmap -layout "us,ru(winkeys)" -model "pc105" -option "grp:ctrl_shift_toggle,grp_led:scroll"

Её тоже нужно добавить в автозапуск. Для более тонкой настройки переключения раскладок воспользуйтесь утилитами xxkb или xneur

    Возможно, вам нужны панели и/или трей. В состав оконного менеджера может входить панель, как в случае с fluxbox, но вы можете воспользоваться любой другой - нетребовательной к ресурсам tint2 или функциональными gnome-panel или xfce-panel

    Управление питанием. Если вы используете ноутбук, возможно, вам понадобится управлять профилями энергопотребления. Можно использовать gnome-power-manager или xfce-power-manager

    Обои. Большинство менеджеров окон покажут вам вместо обоев чёрный экран. Для того, чтобы менять и показывать обои, нужна отдельная утилита, подходят специальный менеджер обоев nitrogen или просмотрщик изображений feh

    Иконки рабочего стола. Если они вообще вам нужны, то можно воспользоваться файл-менеджером, который умеет их рисовать. Nautilus , pcmanfm или rox-filer подойдут. Nautilus - в меньшей степени - он стремится захватить наиболее полный контроль над рабочим столом и может мешать вашему оконному менеджеру.

    Монтирование съёмных носителей. Можно переложить эту функцию на файловый менеджер либо настроить монтирование с помощью udev

    Внешний вид приложений. Шрифты, иконки, темы рабочего стола, темы курсоров. Теперь их нужно настраивать самостоятельно. Создайте в своей домашней папке скрытые папки.icons и.themes, в первую можно складывать темы иконок и курсоров, во вторую - темы GTK. Внимание! Следите за иерархией папок! Темы будут настраиваться только в случае, если путь к теме выглядит так: ~/.themes/название_темы /gtk-2.0. Некоторые авторы делают паки тем, и в папке «Тема» могут оказаться подпапки «Тема светлая» и «Тема тёмная». Удобный инструмент настройки тем gtk, иконок, шрифтов и тем курсора - lxappearance . Не забудьте, что темам gtk для корректной работы требуются так называемые «движки» тем, которых в свежеустановленной минимальной системе, скорее всего, нет. Их можно установить из репозитариев, посмотреть, какие движки есть в репозитарии можно так: aptitude search gtk-engines

    Выключение компьютера иначе чем через halt/shutdown из консоли. Если для вашего оконного менеджера нет утилиты для выключения, то вам придётся прибегнуть к сторонним диалогам выключения, и при этом отредактировать sudoers только с помощью visudo для разрешения своему пользователю выключения и перезагрузки компьютера без ввода пароля

    Утилита для быстрого запуска приложений посредством ввода команды. Попробуйте для этих целей gmrun

    Композитинг, также известный как «прозрачность и кубик». Поскольку compiz сам является оконным менеджером, совместить его с openbox или fvwm, к сожалению, нельзя. Существуют, однако, композитные менеджеры, занимающиеся не отрисовкой окон, а исключительно спецэффектами - cairocompmgr и связка xcompmgr и transset - оба позволяют добавить несколько простых композитинговых спецэффектов (тени, прозрачность), но не более того.

Горячие клавиши, декорации окон, виртуальные рабочие столы и меню, как правило, предоставляются оконным менеджером и настраиваются в конфигурационном файле последнего.

Оконные менеджеры Linux используются для управления окнами приложений в системе. Например, когда вы запускаете любое графическое приложение, оно открывает своё окно. Для того, чтобы этим окном можно было двигать и оно выглядело красиво, в фоне работает менеджер, который отвечает за все эти функции.

Обычно оконный менеджер встроен в ваше окружение рабочего стола, но для создания очень лёгких систем вы можете использовать оконный менеджер без окружения. В этой статье мы собрали лучшие оконные менеджеры Linux, которые вы можете установить и использовать в своей системе.

Не путайте оконные менеджеры с окружением рабочего стола. Окружения рабочего стола обычно содержат панели инструментов, обои, виджеты, папки и иконки. Также они обычно имеют отдельный набор библиотек и приложений, чтобы вам было удобнее работать за своим компьютером. А оконные менеджеры же только управляют окнами. В окружениях рабочего стола уже есть встроенные оконные менеджеры и компоновщики окон, которые позволяют рисовать и создавать окна отдельно.

1. i3

Первый в нашем списке - i3. Это хорошо документированный и настраиваемый оконный менеджер. В этом менеджере пользователь может настроить всё как захочет, начиная от позиции открытого приложения, заканчивая собственным сочетанием клавиш. Преимущество i3 - вся конфигурация в текстовом виде, не нужно знать никаких языков, вроде LUA или Haskell.

Переключение между плавающими окнами выполняется с помощью Win+Shift+Space. Оконный менеджер активно развивается, а обнаруженные ошибки исправляются разработчиками. Также можно использовать терминал для выполнения нужных действий.

2. Awesome WM

Awesome WM - один из лучших оконных менеджеров для Linux, который использует асинхронную библиотеку XCB вместо Xlib. Оконный менеджер написан на C++. Его можно настроить, изменить стиль, внешний вид, а также настроить горячие клавиши. И всё это надо делать на языке LUA.

Конфигураций по умолчанию достаточно для удобной работы. Здесь поддерживается несколько рабочих столов, возможно, изменение размера и перемещение панелей с помощью мыши. Любой компонент можно изменить через конфигурационный файл.

3. XMonad

XMonad идеально подойдёт для вас, если вы хотите иметь возможность расширять оконный менеджер на языке программирования Haskell. Вы не будете ограничены никакими запрограммированными шаблонами и сможете запрограммировать что угодно в конфигурации. Настройки по умолчанию очень просто изменить, а код программы всегда поддерживается чистым и безопасным. XMonad очень быстрый и легкий, поэтому будет работать даже в медленной системе.

Из особенностей можно отметить поддержку нескольких мониторов, а также, если вам не хватает какой-либо функции, то её можно добавить с помощью модулей.

4. Openbox

Openbox - это очень лёгкий и притом один из самых популярных оконных менеджеров для Linux. Он занимает всего 100 мегабайт оперативной памяти после загрузки. Он достаточно стабилен, и разработчики постоянно закрывают новые "дыры" и ошибки.

Он высоко настраиваемый и простой в использовании. Вы можете редактировать конфигурационные файлы или использовать утилиты для настройки.

5. DWM

Этот оконный менеджер Linux входит в пакет программного обеспечения Suckles Suite. Обычно пользователи могут настраивать и расширять его возможности путём изменения исходного кода. Весь код dwm помещается меньше, чем в 2000 строк, поэтому он является примером очень чистого и читабельного кода. Кроме того, dwm очень лёгкий, имеет простой дизайн и потребляет мало ресурсов.

Простые настройки dwm и горячие клавиши хорошо продуманы, и это делает его одним из лучших оконных менеджеров. Вы можете группировать приложения и окна на рабочем столе. Статус бар-менеджера показывает информацию о Wi-Fi-соединении, уровне громкости и состоянии батареи.

6. Gala

Этот оконный менеджер работает на основе клиентской декорации GTK. У него простой, но в то же время продуманный дизайн, как будто использовались правила проектирования ElementaryOS.

Gala подходит для новичков. Он невероятно конфигурируемый и имеет все необходимые горячие клавиши для удобного использования. Для горячих углов можно назначить выполнение определённых задач или своих команд.

Также в Gala есть анимации и интересные эффекты. Вы можете добавлять их и удалять по мере необходимости. Оконный менеджер очень лёгкий и хорошо работает на слабом оборудовании, например хромбуках или старых ноутбуках. Gala стабилен. А ещё он считается одним из самых упоминаемых диспетчеров окон за всё время.

7. KWin

Легко настраиваемый оконный менеджер в окружении рабочего стола KDE. Но его можно использовать и в другой графической среде. Любые настройки можно поменять через графический интерфейс.

KWin предлагает больше всего эффектов по сравнению с другими оконными менеджерами. К окнам можно прикрепить тени, сделать их липкими и шаткими, добавить различные эффекты для сворачивания и разворачивания окон, а также многое другое.

8. Fluxbox

Если вы ищете самый лёгкий оконный менеджер для Linux, тогда Fluxbox будет лучшим выбором для вас. На любом железе он будет работать очень быстро. А также он прост в использовании и настройке.

Для настройки вам не нужно знать никакого языка программирования - у оконного менеджера простая конфигурация и управление окнами. Предустановлены различные темы и параметры для калибровки, а также поддерживается автоматический тайлинг.

9. Musca

Этот менеджер окон считается очень простым и понятным. Он также очень эффективен в плане использования дискового пространства и памяти. Здесь нет никаких панелей и декораций для окон. Но их можно добавить, установив дополнительные приложения. Система группировки окон очень похожа на виртуальные рабочие столы.

Окна распределяются по различным именованным группам, и вы можете очень просто переключаться между ними. Пользователь может создавать или удалять группы. Musca поддерживает несколько мониторов и может создавать группы окон автоматически.

10. SpectrWM

Этот менеджер окон очень похож на Xmonad. Но здесь используются файлы конфигурации в формате обычного текста. После изменения настроек можно пересчитать конфигурацию без перезагрузки окружения. Это позволяет пользователям видеть результаты изменений без перезагрузки менеджера. По умолчанию интерфейс очень простой.

Настраивать spectrwm очень просто, поскольку здесь есть базовый набор настроек и вам не нужно знать никакого языка программирования для их изменения. Поэтому он идеально подходит для новичков и тех, кто хочет использовать Xmonad, но не знает Haskell.

11. HerbstluftWM

В этом оконном менеджере очень просто разобраться и настроить его. Все настройки выполняются через командную строку и вам не нужно выходить из окружения. Отличная особенность HerbstluftWM - это поддержка ручного и автоматического тайлинга окон. Пользователь может настроить автоматический тайлинг для каждого окна или приложения. В любой момент автоматический тайлинг может быть изменён на ручной.

Для настройки здесь используется скрипт на Bash, но в остальном здесь всё достаточно просто. Можно использовать разные шаблоны расположения, а также создавать шаблоны на лету. Также поддерживается использование двух мониторов.

12. Enlightenment

Если вы новичок, то это лучший оконный менеджер для вас. Он не требует никаких знаний в программировании для настройки окружения. Да и вообще, он больше похож на окружение рабочего стола. Все настройки выполняются через графический интерфейс.

Вы можете полностью настроить его по своему вкусу, а также добавить дополнительный композитный менеджер. Здесь также есть виртуальные рабочие столы, виджеты. Enlightenment - очень быстрое окружение, идеально подойдёт для ноутбуков.

13. JWM

JWM - чрезвычайно лёгкий оконный менеджер. Он используется в качестве дисплейного менеджера по умолчанию в Puppy Linux. Он также идеально подойдёт для любого старого компьютера. Меню и окна открываются быстрее, чем в других менеджерах. Также JWM легко настраивается, вам не нужно для этого каких-либо знаний по программированию.

14. Window Maker

Дизайн Window Maker очень похож на графический интерфейс NeXT и пользователю будет удобно работать с ним. Оконный менеджер очень лёгкий и элегантный, поддерживает расширение с помощью различных док-панелей.

15. IceWM

IceWM - один из самых лёгких оконных менеджеров. Он занимает очень мало места на жёстком диске. Он быстрый и достаточно просто управляется с помощью клавиатуры. Также здесь есть множество настроек и тем оформления, которые вы можете использовать. А ещё поддерживается работа с несколькими мониторами.

16. Pantheon

Новички в Linux могут решить, что Pantheon создан для людей, которые раньше имели опыт использования MacOS. Это современный оконный менеджер с красивым дизайном. Здесь есть док-панель, которую можно использовать для запуска приложений. Программы можно отсортировать по категории или алфавиту.

17. XFWM

С помощью этого композитного менеджера вы можете очень просто разделить экран на части и разместить там окна. Здесь есть встроенная возможность привязки окон, а также есть множество тем оформления и возможность создавать новые темы. Можно настроить, где будут открываться новые окна: у края экрана или по центру.

18. Ratpoison

Ratpoison очень прост в конфигурации. На настройку понадобится намного меньше времени, чем для других менеджеров, поскольку он имеет очень простую структуру. Основные действия в программе выполняются с помощью клавиатуры, работы с мышью будет очень мало. Если нужно, вы можете создать несколько рабочих столов.

19. Compiz

куб рабочего стола Compiz

Compiz - старый оконный менеджер, который раньше очень часто использовался. Здесь есть ещё больше эффектов, чем у Kwin. Например, он известен таким эффектом, как куб рабочего стола. Также поддерживается расширение возможностей Compiz с помощью плагинов. Можно включить или отключить ту или иную возможность, включая или отключая её плагин. Процесс настройки очень прост - всё есть в специальной утилите.

20. Wayland

У этого оконного менеджера нет API-рисования. Пользователи Wayland получают дескриптор DRM-буфера, который работает, как указатель на графическую память. Для отрисовки изображений в Wayland используется графическая карта, а не процессор. Wayland сделает работу графической оболочки проще и уберёт многие ненужные вещи. Основная его цель - упростить графический стек ОС Linux. В будущем он будет использоваться вместо X-сервера во всех окружениях, но пока он находится в разработке.

Выводы

Есть три основных типа оконных менеджеров в Linux: стековые, тайлинговые и композитные. Композитные заботятся о 2D- и 3D-окружении. Стековые позволяют окнам перекрывать друг друга поверх фонового рисунка рабочего стола. А тайлинг гарантирует, что все окна будут видны одновременно и не будут перекрываться.

В этой статье мы рассмотрели лучшие оконные менеджеры Linux. У каждого из них есть свои плюсы и минусы. Перед тем, как определиться с выбором, определитесь, что именно вам нужно, и попробуйте как можно больше вариантов. Программы бесплатны и достаточно всего несколько команд для их установки. Какие лучшие оконные менеджеры вы знаете? А какой из них будете использовать? Напишите в комментариях!